elenalisovaya (elenalisovaya) wrote in investors,
elenalisovaya
elenalisovaya
investors

Остаться в живых: аутсорсинг в кризис

Оригинал взят у elenalisovaya в Остаться в живых: аутсорсинг в кризис

Про развитие в кризис

Кризис, спад, стагнация, сокращение, санкции - слова, ставшие ключевыми для торговли в 2015 году. Не прекращаются дискуссии о том, насколько будет хуже и как долго это продлится. При всем разнообразии мнений, четко прослеживается генеральная линия: легко не будет, чудес в ближайшее время не предвидится. Похоже, это данность, с которой не поспоришь.

С другой стороны, есть мнение, что падение на дно обеспечивает твердую почву, от которой можно оттолкнуться. При равном наборе внешних факторов, кто-то выживает, кто-то даже развивается и запускает новые проекты, а кто-то вынужден сворачивать бизнес. Этот факт свидетельствует о том, что глобальные кризисы не имеют ничего общего с кризисом отдельно взятой компании. Безусловно, есть времена и обстоятельства, которые более способствуют успешному ходу дел, а есть, наоборот, условия, которые этот ход максимально затрудняют. Но итог ситуации никогда не зависит только от внешнего воздействия. Был у меня когда-то начальник, собственник бизнеса, который все ТЗ, даже самые немыслимые, сопровождал одним тезисом: когда все просто, каждый дурак сможет, а ты попробуй, когда сложно. Это я все к тому, что даже в кризис можно выживать, и жить, и развиваться.

Одна из лидирующих стратегий по частоте применения – это «стратегия суслика»: в минуты опасности суслик прикидывается столбиком и замирает. Так поступает и компания, практически полностью сворачивая всю активность, направленную на продвижение и развитие, с одной стороны, и урезая все возможные бюджеты, с другой. В некоторых случаях этот способ оправдан. Он помогает пережить стагнацию, понять, куда дует ветер, сэкономить ресурсы, НО это работает только при наличии хорошего стабилизационного фонда, «подкожного жира», который поможет пересидеть в норе холодную зиму, раз, и при возможности изменений в лучшую сторону в ближайшей перспективе, два. Можно на запасах прожить месяц, полгода, год, два, но они все равно когда-нибудь закончатся.

Тотальное снижение затрат – путь, ведущий в никуда, особенно в ритейле. Потому что при правильной организации торгового процесса лишних затрат, которые можно безболезненно взять и сократить, и так немного. А при неправильной - сокращение затрат сегодня приведет к потерям завтра, к сожалению, в геометрической прогрессии. Нет инвестиций в привлечение покупателей – снижается количество чеков, нет инвестиций в промо и лояльность – снижается средний чек, нет инвестиций в коллектив – повышается текучка и растут недостачи. К тому же, в ситуациях спада покупатели становятся особенно разборчивыми и иногда готовы и дальше пройти/проехать, и больше времени потратить, и новые форматы для себя открыть в поисках более выгодных предложений, поэтому маркетинговая активность в кризис становится вопросом сохранения рыночных позиций и выживания бизнеса.

Основной вопрос, который возникает - как одновременно не допустить роста затрат и снижения уровня привлекательности для покупателей. Первые затраты, которые срезаются в кризисные времена – это развитие, маркетинг, реклама. В той или иной степени, в зависимости от компании, именно «продвиженцы» первыми попадают в волну сокращений, что, в целом, понятно: специалисты творческие, дорогие, ориентированные на то, чтобы тратить бюджет.

Аутсорсинг отдела развития или привлечение подрядчиков на комплексную реализацию маркетинговых мероприятий – это компромиссное решение дилеммы «затраты или развитие». К доводам «за» можно отнести:

1.       Сохранение темпов развития и поддержание уровня покупательской заинтересованности при сокращении затрат на персонал: поиск, подбор, адаптацию и мотивацию, в общем, весь комплекс, включая ФЗП.

2.       Вы получаете независимое экспертное мнение. Вы можете с ним согласиться, внести корректировки или искать другого эксперта. Сотрудники задают вопросы: «что» и «как», а эксперты – на них отвечают.

3.       Оценить потенциал компании-подрядчика всегда проще, чем компетенции отдельно взятого специалиста, потому что в первом случае вы привлекаете готовую команду, которая «заточена» на поиск решений в разных обстоятельствах. А в случае с подбором сотрудника, даже при наличии определенных заслуг, задокументированных в портфолио, надо понимать, что любые личные результаты зависят от условий: качества ТЗ, ресурсов, команды… и успешный по резюме стартапер может не оправдать надежд при переходе в проект с иными вводными данными, сотрудниками и бюджетами.

4.       Возможность в любой момент оперативно изменить направление движения, свернуть, развернуть, сократить или расширить масштаб кампании. Причем с минимальными потерями и в рамках действующих договоренностей.

5.       Даже самая работающая система мотивации, включая KPI и прочие радости, не может настолько чутко реагировать на эффективность произведенных действий, как инструменты, легко применимые в договоре со сторонним подрядчиком.

Можно, конечно, найти и доводы «против»: безусловно, «на круг» привлечение сторонних специалистов выходит дороже, то есть собственный рекламщик в штате, даже со всеми накладными затратами обойдется за 12 месяцев дешевле, чем ежемесячное привлечение подрядчика. Но антикризисные методы этим и отличаются: на первое место выходят сроки и эффективность, а основными задачами становятся сокращение постоянных затрат и увеличение маржи. Поэтому сравнивать имеет смысл не стоимость разработки и реализации отдельного проекта, а соотношение скорость – вложения – ожидаемая отдача.

При привлечении сторонних специалистов надо помнить, что в текущих реалиях важна «урожайность в центнерах с гектара»: вам сейчас нужны не советы по оптимизации и выработке эффективной стратегии, а решение конкретного вопроса в определенный срок. Поэтому очень важно не ошибиться в выборе и оценке партнера, потратить время на то, чтобы сформулировать и зафиксировать письменно ваши ожидания и цели по SMART, строго в соответствии с завещаниями бизнес-гуру

Времена настали непростые, но выбор в пользу действия, а не бездействия всегда перспективнее. Ведь циклы Кондратьева, гармонические колебания, управленческие теории и предсказания экстрасенсов, в конечном итоге, сводятся к одному: все будет хорошо, в случае, если не будет плохо.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments